Главная Церковь и общество Исторические храмы Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вешенской

         Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вешенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма.

В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах  Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма.

Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не  ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного.

В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался "человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра». Евсеев получил известность  не  только  в  Вешках  —   здесь   его   знал каждый,  но и  во  всей  Донской области. «Он имел, — говорилось в некрологе, — все награды, знаки отличия и ордена, какие только возможно получить скромному сельскому священнику, — до Владимира 4-й степени включительно... почтен был палицею,   этою  весьма   редкою   для   сельского   пастыря   наградою».   Синод пожаловал его саном протоиерея, местное духовенство преподнесло ему в связи с полувековым юбилеем службы в станице золотой наперстный крест с украшениями.

        Умер Евсеев в марте 1899 года «старейшим и заслуженнейшим в Донской Епархии протоиереем»,  и на   похороны,   несмотря   на  неудобство  сообщения по случаю таяния снега,  за  несколько десятков верст (с Задонской стороны и реки Чира) съехалось множество его бывших прихожан, пожелавших отдать последний долг любви почившему». У батюшки Василия Евсеева сын, внук, зять и внучатый зять были священниками, и о них долго еще говорили: «Это сын (внук, зять) отца Василия. Естественно, авторитет таких служителей церкви, как Евсеев, был среди станичников и хуторян исключительно высок и не мог не отражаться на авторитете Церкви.

         Тем более, что в ее рядах встречались искренние ревнители просвещения народа, люди, пытавшиеся помогать населению в различных его бедствиях. Только в 1891 году газета «Донская речь» сообщала об «инициативе новой и в высшей степени симпатичной» — при Вешенской церкви организуется «библиотека книг по сельскохозяйственному отделу, которой будет заведовать местный священник», и о том, что протоиерей Евсеев и староста второй церкви в Вешках передали в пользу голодающего населения России 158 рублей 36 копеек, из них 68 рублей так называемых «кружечных», а остальные — из средств церквей и их служителей, в том числе и упомянутого старосты.

        Церковная жизнь в Вешках и округе и связанная с ней жизнь казаков шла так же, как и жизнь всей России — были периоды подъема и смуты.

        Смута постепенно проникала и в жизнь вешенцев. Уже в 1876 году в «Донской газете» сообщается, что «в Вешенской станице появилась секта перекрещенцев, распространяющаяся в последнее время настолько успешно, что последователей ее можно встретить в значительном числе в станицах Усть-Хоперской, Александровской, Глазуновской и Скуришенской, между которыми есть и наши церковные. Обряд свой они совершают с большой таинственностью, непременно в глухую полночь, в близлежащей реке или озере, почему знать о существовании их могут только одни однохуторяне их и станичники. «Верно, уж последние времена приходят», — сказал нам однажды с глубоким вздохом старик-раскольник по поводу разговора с ним об их заблуждениях. «Из чего же это видно, дедушка?» — спросили мы. «Как же! - был ответ, — в одной старообрядческой ныне семье нашей держатся трех вер: муж беспоповец, жена австрийка (сторонница Австрийской иерархии), сын перекрещенец, и уж внук будет либо хлыстом, либо скопцом, или чем-нибудь еще того хуже; думаем, думаем и не знаем, к какому берегу пристать». Смута в головах и сердцах зрела долго и выплеснулась в революционное бунтарство и неповиновение не только властям, но и духовенству. Так, набравшись бунтарского духа, житель станицы Еланской Иван Сердинов, будучи чтецом и певчим в Свято-Никольском храме станицы Еланской, собирал в церкви кружок и тайно что-то читали и обсуждали. А когда прихожане хотели донести властям, их предупредили: «Попробуйте сделать...» После свержения монархии в России и революционного бунта красный террор прокатился по вольным казачьим станицам.

        Закрывались и разрушались храмы, духовенство забирали и расстреливали. В 1937 году был разрушен Троицкий храм в станице Вешенской, а Свято-Михайло-Архангельский приход был закрыт, и помещение храма было использовано под зернохранилище. В этот период его пытались взорвать безбожники, но М. А. Шолохов заступился за храм, и он остался цел.

         Во время Второй мировой войны храм уцелел, но сильно пострадал, были утеряны алтарь и колокольня. Бомба, сброшенная с немецкого самолета, пробила главный купол  храма,  но  не  взорвалась  и  упала  на  зерно.   Позже

выяснили, что вместо тротила внутри бомбы был песок.

        Приход открылся в 1946 году. С этого времени до наших дней на приходе служили священники: Димитрий Попов, Федор Забияка, игумен Серафим (Убрановский Николай Александрович; был благочинным Вешенского благочиния с 1954 года по 1958 год), Андрей Желобов, Евлогий Шеприкевич, Михаил (Ромашко), Сергий Богуславский, Анатолий Жакулин, Александр Тараканов, Вениамин Бурдин, Владимир Поляков.

        Храм начали восстанавливать с 1991 года, в этом году была перекрыта крыша главного купола. С 1992 года по 1995 год шло восстановление алтаря на старом фундаменте. В 1994 году был спроектирован и построен главный иконостас храма. Проект был выполнен ныне покойным архитектором Игорем Ганусом.

        В октябре месяце 1995 года митрополитом Владимиром Котляровым были освящены престол в главном алтаре храма и иконы местного чина иконостаса. В 1996 году прошли закладка и строительство помещений церковно-приходской и воскресной школы, баптистерия и подсобных помещений.

        Восьмого июля 1997 года по благословению Архиепископа Пантелеймона настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода иереем Владимиром Поляковым, настоятелем Свято-Успенского прихода х. Поповский иереем Евгением Симакиным и настоятелем прихода Владимирской    иконы    Божией   Матери   станицы   Мигулинской   иереем Анатолием Бараненко была произведена закладка надвратного храма в честь Донской иконы Божией Матери. Первая Божественная литургия и освящение престола в этом храме были совершены настоятелем протоиереем Владимиром Поляковым и священником Анатолием Бараненко по благословению Архиепископа Пантелеймона 1 октября 2002 года.

         В 1999 году настоятелем прихода Архистратига Михаила священником Владимиром Поляковым был заложен фундамент колокольни, а ее строительство началось весной 2000 года. В апреле 2003 года на отстроенную колокольню подняли колокол «Благовест», и с этого времени над нашей станицей раздается колокольный звон, который собирает прихожан на молитву в храм. Работы по оштукатуриванию и покраске стен колокольни были закончены летом 2004 года. Как и главный иконостас храма, колокольня была спроектирована Игорем Ганусом в 1996 году.

        Иконописные работы велись в течение восьми лет в иконописной мастерской Бакланова Владимира Михайловича, а с февраля 2002 года была открыта иконописная мастерская и на нашем приходе. Ее возглавил, по благословению архиепископа Пантелеимона, Мордвинкин Иван Александрович.

         С мая 2002 года при приходе Архистратига Божия Михаила действует Православный центр «Фимиам», где помимо школ работают православная библиотека, медицинский кабинет и видеозал.

 
Проповеди
Высокопреосвященнейшего Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского, Главы Донской Митрополии

06.05.2015.Запись прямой трансляции принесения в Ростов-на-Дону Донской иконы Божией Матери

02.10.2015.Приветствие Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского Новочеркасского Меркурия по случаю Дня учителя

20.08.2015.Запись прямого эфира программы «Вечер в большом городе» на телеканале «Россия-24. Дон» с участием Главы Донской митрополии

30.08.2015.Обращение Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия по случаю Дня знаний и нового учебного года

Архив проповедей на rostoveparhia.ru


Новости
Эксклюзивное видео телестудии "Дон Православный"

16.03.2015. Авторская программа "Post Scriptum" с Игорем Петровским

спешите творить добро!
духовные книги для детских приютов
Богословские курсы для мирян

 

Телестудия "Дон   Православный " на федеральных и региональных телеканалах:

Православный спутниковый телеканал «СОЮЗ»:

- среда – 02:00

- среда – 13:00

ВГТРК «Дон-ТР»:

- среда – 18:40

«Рен-ТВ Ростов»:

- понедельник – 12:30

«Элит ТВ»:

- пятница – 19:00

- суббота – 19:00

- воскресенье – 19:00

«23 телеканал» г. Таганрог:

- пятница – 19:10

«Миус ТВ»:

- воскресенье – 12:30

- понедельник – 06:30

- понедельник – 12:30

МУ ТРК «Несветай» г. Новошахтинск:

- воскресенье – 19:00

ТВ «Сальская степь»:

- воскресенье – 12:30

ТРВК «Дельта», Целинский район:

- воскресенье - 19:40

- понедельник - 19:40

Программа "Дон православный" от 07.02.2017.

<

Программа "Дон православный" от 30.01.2017.

Программа "Дон православный" от 24.01.2017

© 2017. Юго-Западное благочиние.
Отдел по работе с мед.учреждениями Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону Донская духовная семинария. г.Ростов-на-Дону Ростовская-на-Дону епархия.Официальный сайт