Главная Церковь и общество Исторические храмы Св.-Троицкий храм хутора Дядин

Он все равно прекрасен. Вопреки времени и безвременью, войнам и революционерам, израненный полуразрушенный, и полузабытый на краю исчезающего хутора Дядин, но так и неутративший своей первозданной гордой стати.

В храм Святой Троицы не приходят, а скорее приезжают — у нас нет прихода в обычном понимании.

Архитектура здания храма напоминает Вознесенский собор Новочеркасска.

История строительства Свято-Троицкого храма берет начало в конце 1882г., когда жители поселков Дядина и Поцелуева Усть-Белокалитвенской станицы Донецкого округа ОВД написали ходатайство о строительстве церкви Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану. В связи "с отдаленностью церкви от станицы Усть-Калитвенской, в приходе которой состояли граждане этих хуторов, а также в связи с пролегающим через хутор Дядин трактом", казаки просили "благословения и разрешения постройки Храма Божия во имя Святой Троицы, в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы на средства в три тысячи четыреста пятнадцать рублей серебром с семьюстами рублями сельскими суммами, пожертвованными гражданами поселка Дядина".

Только в феврале 1885г. было выбрано место для строительства на твердом "каменистом грунте" в месте, которое находилось "за хутором". Однако место под. строительство было определено заново. Как писал в акте благочинный Каменского Округа священник Алексей Милютин, это место в хуторе было занято усадьбами зажиточных казаков. Вскоре все они уступили свои наделы и усадьбы для строительной площадки "в ширину - 35 и длину - 43 саженей".
    Место оказалось удобным, как находящееся в центре - "среди хутора"... с крепким глинистым грунтом.
Только в 1891г. завершилась основная часть строительства. Благочинный священник в рапорте в Донскую Духовную консисторию писал: "теперь здание покрыто, крыша окрашена, установлены кресты и делаются оконные рамы, штукатурку же предложено только начать внутри".


    В течение 1890г. была построена колокольня, заказан иконостас, стены храма оштукатурены, завершены все столярные работы. В 1891г. "были выполнены наружные штукатурные работы, устроены паперти и лестничные входы в северный и южный притворы".
К концу 1894г. помимо храма были уже построены: "причтовые дома с надворными службами.... Помещения для церковной школы оканчивались".

Таким образом, к 1894г. церковную площадь формировали: деревянный дом священника (ошелеванный досками, крытый железом), отдельно стоящее здание кухни, амбар, каретник, каменная конюшня (внутри двора). При деревянном доме псаломщика были также выстроены кухня, сарай, каменная конюшня. Дом для церковной школы был деревянным, с железной крышей, рядом находился каменный сарай для угля и каменная сторожка при храме.
    Освящение церкви состоялось 18 июля 1894г.
Материалы по архитектурному описанию храма находятся в "Описи имуществу новостроенной церкви во имя Святые Троицы в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы..."
    "... Она имеет вид креста, алтарь полукруглый, боковые стороны (притворы) равные, но с двойными сводами... Стены храма подняты очень высоко с двойным светом. В других частях окна тройные, в трапезной же части и алтаре - однопарные. Колокольня также из местного камня отделана кирпичом из пережженной глины.Покрыта церковь листовым железом и окрашена медянкою.


Внутри и снаружи церковь оштукатурена и побелена. Кресты на главном куполе, колокольне, алтаре и в боковых приделах сделаны из четырехгранного железа и позолочены. Церковь имеет трое входных дверей, из них одна - западная, а двое других - северные и южные. Двери эти деревянные и обшиты снаружи листовым железом. В притворе же находятся еще особые двери при входе в трапезную. Церковь имеет внутри 39 аршин длины, 28 аршин ширины и 27 аршин высоты в кумполе. Ограды вокруг церкви нет".


    Добротно выстроенный храм с церковными тесовыми и каменными постройками сформировал церковную площадь. Его величественный силуэт стал главной архитектурной доминантой одноэтажной застройки хутора и равнинного ландшафта донской степи, доминантой духовной, связывающей близлежащие хутора и поселки. Звон четырех колоколов с колокольни был слышен на многие версты.     Кирпичная кладка прочно держалась на сложном известковом растворе.


    Церковь построена в византийском стиле и как крестово-купольный храм в плане представляет греко-латинский крест, с развитием композиции с запада на восток от помещений колокольни и трапезной к полукруглому алтарю.
    Пятиглавие формировали центральный шлемовидный купол, купол колокольни, декоративные главки над алтарной полусферой и арочными завершениями северного и южного входов.
    Ядром сооружения является четверик собственно храма, окруженный северным и южным притворами с полуциркульными сводами, алтарем и полукруглой конхой и более узким помещением трапезной.


    Объемно-пространственная композиция, архитектурные элементы, декор (аркадные барабаны, строенные окна - трифории, шлемовидные купола и др.) восходят к традициям византийского храмового зодчества V-XV веков на территории Сербии и Болгарии.

Мощная колокольня, подобно монолитной башне, поднимается ввысь уменьшающимися ярусами - от четверика к четверику со скошенными углами и двум восьмерикам. Последний в уровне аркады звона декорирован слепой профилированной аркатурой. Нижний четверик колокольни композиционно увязан с верхним четвериком, декоративными порталами -центральным входным с запада и глухими с севера и юга. Они решены в виде стилизованных пилястр, несущих многопрофильные архивольты. Пилястры оформлены парными муфтированными полуколонками.


    Оформление колокольни более масштабно повторяется в портальном оформлении входов в северный и южный притворы. Здесь еще более массивные пилястры выходящие на высокие крыльца несут сложнопрофилированные архивольты.
    Этот мотив аркады перепевается в оформлении оконных проемов 4-го яруса колокольни, барабана грандиозного купола, почти равного, периметру центрального зала, в оформлении окон и дверных проемов, в трифориях второго света под арками порталов.
На гранях центрального зала располагались четыре иконы с изображением Святых Евангелистов. На стене арки у иконостаса размещались иконы "Рождество Богородицы" и "Рождество Христово".     В центральном зале находились иконы "Божией Матери - Одигитрия", три иконы "Христа Спасителя", икона "Божией Матери", иконы "двунадесятых праздников".

В годы воинствующего атеизма храм не использовался по своему прямому назначению. В нем прекратились Богослужения. Перед самой войной, в 37 году храм закрыли. Колхозу понадобилось зернохранилище. Она помнит, как гулко и тяжко, издав последний звук, ударился оземь свергнутый колокол, как сваливали в одну кучу сорванные со стен иконы и церковную утварь и как заполнили осиротевшие пределы храма мешками с зерном.

В период разрушения храма исчезли кресты и главы, были утрачены многие архитектурные детали, разрушились паперти и крыльца, перекрытия, оконные и дверные заполнения пришли в негодность.

Свято-Троицкая церковь, расположенная в хуторе Дядин Белокалитвенского района, является памятником архитектуры конца XIX века, редким на Дону образцом церковной постройки в византийском стиле.

Весть о дяденском храме и его земном покровителе давно разлетелась по всей округе. Люди приезжают сюда, кто просто полюбоваться чудом архитектуры, кто помолиться о самом сокровенном и почти все идут и к бабе Маше. Она рада всем и если люди просят идет - отпирает храм, находя в этом свою главную радость - радость воскрешения человеческой памяти, Веры. "Храм непременно возродится, и люди станут возвращаться сюда. Посмотрите, какие у нас места, -тишина, покой, чистый воздух , речка, родники. Живи и радуйся жизни. Миленькие мои, дорогие, вы уж постарайтесь нельзя дать погибнуть такой красоте!" Она проводила нас до машины и потом пошла обратно в храм по своим делам. А я вдруг ясно себе представил, как однажды грянет с обновленной колокольни молодой колокол, расплескивая на всю округу свои чудо - перезвоны и замрет степь, и еще шире распахнется небо на встречу этому торжественному зовущему гимну жизни.

И вера, и доброта. Они живы, и народ наш жив. И хоть в сельских приходах трудновато приходится, народу маловато, но летом церковь заполняется. Храм притягивает людей, где есть церковь - там будет и жизнь.

Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939г. стихотворения "Пройдет гроза над Русскою землею..."

"Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит."

 
Проповеди
Высокопреосвященнейшего Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского, Главы Донской Митрополии

06.05.2015.Запись прямой трансляции принесения в Ростов-на-Дону Донской иконы Божией Матери

02.10.2015.Приветствие Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского Новочеркасского Меркурия по случаю Дня учителя

20.08.2015.Запись прямого эфира программы «Вечер в большом городе» на телеканале «Россия-24. Дон» с участием Главы Донской митрополии

30.08.2015.Обращение Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия по случаю Дня знаний и нового учебного года

Архив проповедей на rostoveparhia.ru


Новости
Эксклюзивное видео телестудии "Дон Православный"

16.03.2015. Авторская программа "Post Scriptum" с Игорем Петровским

спешите творить добро!
духовные книги для детских приютов
Богословские курсы для мирян

 

Телестудия "Дон   Православный " на федеральных и региональных телеканалах:

Православный спутниковый телеканал «СОЮЗ»:

- среда – 02:00

- среда – 13:00

ВГТРК «Дон-ТР»:

- среда – 18:40

«Рен-ТВ Ростов»:

- понедельник – 12:30

«Элит ТВ»:

- пятница – 19:00

- суббота – 19:00

- воскресенье – 19:00

«23 телеканал» г. Таганрог:

- пятница – 19:10

«Миус ТВ»:

- воскресенье – 12:30

- понедельник – 06:30

- понедельник – 12:30

МУ ТРК «Несветай» г. Новошахтинск:

- воскресенье – 19:00

ТВ «Сальская степь»:

- воскресенье – 12:30

ТРВК «Дельта», Целинский район:

- воскресенье - 19:40

- понедельник - 19:40

Программа "Дон православный" от 07.02.2017.

<

Программа "Дон православный" от 30.01.2017.

Программа "Дон православный" от 24.01.2017

© 2017. Юго-Западное благочиние.
Отдел по работе с мед.учреждениями Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону Донская духовная семинария. г.Ростов-на-Дону Ростовская-на-Дону епархия.Официальный сайт